В настоящее время в области прикладной и экспериментальной психологии накоплено огромное количество теоретического, методологического и эмпирического материала изложенного в трудах Р.Готтсданкера, Д.Кемпбелла, П.Фресса и Ж.Пиаже, М.В.Мэтлина, ф.Дж.МакГигана и т.д. С позиции этих исследований научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной, и рассматривается как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения человека и животных.
Начиная с 70х годов, данный курс читается в российских вузах. Традиционно в него включены разделы, позволяющие рассмотреть: все этапы научного исследования, его принципы и структуру; эмпирические методы в психологии; основные характеристики психологического эксперимента; экспериментальные и неэкспериментальные планы; статистические методы проверки гипотез; интерпретация и представление результатов различных видов исследований, направленных на изучение психической индивидуальности человека в структуре его активного взаимодействия с окружающим миром и самим собой.
Таким образом, данный курс предполагает освоение всей системы знаний в области психологии как экспериментальной науки, позволяет изучить теорию эксперимента и его планирование, основные методы и методики, а также способы обработки полученных данных.
Цель курса: Ознакомление студентов с методологией, особенностями планирования, организации, проведения, обработкой, интерпретацией, и представления результатов психологического исследования (эксперимента) в соответствии с требованиями к научным исследованиям.
Задачи курса:
1. Знакомство с понятием «научное исследований», основными принципами научного исследования, и характеристикой его основных этапов, а также спецификой экспериментальных исследований в различных областях психологических знаний.
2. Формирование представления об основных экспериментальных методах психологического исследования, о видах, возможностях, валидности и надежности, ограничениях этих методов, о способах планирования и проведения экспериментов, об ошибках и артефактах в организации и проведении экспериментов.
3. Развитие умений, самостоятельной постановки научной проблемы, планирования, организации и проведения экспериментальной деятельности, грамотного составления выводов и наиболее оптимального представления полученных результатов.
4. Обучение навыкам статистической проверки экспериментальных гипотез и интерпретации данных. Освоение необходимых знаний о возможностях и специфики применения основных статистических методов в соответствии с различными задачами исследования.